Производится подбор, ожидайте

Главная/Справка: шины/Выбор профиля шин и дисков

Выбор профиля шин и дисков

Тенденции мировой авто-моды изменились в корне. Постепенно профиль шин становится ниже, а диаметр дисков больше. Главное, не забывать важное правило: наружный диаметр колеса должен оставаться в пределах, которые рекомендует производитель автомобиля, допускается погрешность + 2. Очень важно, чтобы наряду с внешней эстетикой не затрагивалась кинематика подвески. Следует помнить, что актуальным всегда остается соотношение шина-диск, тогда шины легко войдут в колесные арки, не будут цеплять детали подвески, рулевого механизма авто.

Варианты альтернативных размеров колес

Выведенная в Великобритании формула «Плюс дюйм» затрагивает увеличение d колеса с шагом в 1 дюйм.

Примерные варианты:

Стандартные шины Ford Focus C-MAX, которые ставят на заводе-изготовителе, идут с такими размерами - 195/65R15 (195 - ширина профиля, 65 - высота профиля шины ( 65% от ширины), 15 дюймов -посадочный диаметр шины).

Если прибавим один дюйм - получим размеры – 205/50 R15;

Прибавим два дюйма - получим размеры 205/55R16 или 215/50R16;

Прибавляем три дюйма – изменится размер 205/50R17 или 225/45R17.

И это не будет пределом. На Ford Focus C-MAX допустимо ставить шины с еще более низким профилем - 18(225/215/40), 19(215/35, 245/30). Но, на скорости встреча с выбоиной может вывести низкопрофильную шину из строя навсегда.

Пример действия правила «Плюс дюйм» на BMW серии-3. Шины, которые установлены на этот автомобиль заводом-изготовителем - 185/65R15, вариант в качестве опции - 205/60R15. Альтернатива – колеса с размерами шин 205/55R16 и 225/50R16, или же 215/45R17 и 235/40R17.

Узнаем, насколько отличается наружный диаметр шины от диаметра, который рекомендует изготовитель. Сделаем расчет:

1. Ширину профиля (это 1-я цифра из маркировки размера) умножаем на серию (2-я цифра в маркировке шины) и делим на 100. Получаем высоту профиля

2. Полученный результат – высоту профиля умножаем на 2. Получаем размер высоты профиля шины с двух сторон колеса. Если необходимо перевести мм в дюймы, полученный результат нужно разделить на 25,4

3. К размеру высоты профиля, полученному по п.3 прибавляем цифру d обода (3-я цифра из маркировки). Получаем нужный нам наружный диаметр покрышки в дюймах, для перевода в мм нужно умножить опять на 25,4.

Ширина обода

Поведение шины на дороге зависит от ее ширины. Если покрышка широкая, она уверенно идет по  сухому асфальту, и не так изнашивается. Авторезину узкую часто выбирают для зимнего времени года: она хорошо выводит воду, снег из пятна контакта, устойчива на рыхлом снегу. Шину, одинаковую по ширине, можно устанавливать на ободья, разные по размерам, это повлияет на  ее характеристики при езде. Изготовители автомашин иногда указывают в инструкции к ним несколько подходящих для конкретной модели авто размеров обода.

Чтобы достичь оптимальный баланс свойств и характеристик, следует допускать отклонения ширины обода не более + 1" от размеров, рекомендованных производителем. Если больше ширина обода, значит должен быть ниже профиль шины. Практически автомобилисты часто находят решения, исходя из собственных представлений о комфорте вождения, эстетике и управляемости автомобиля. Они руководствуются информацией о диаметре колеса от завода-изготовителя авто и  сами подбирают к нему d обода. Тогда покрышки устанавливают в соответствии с высотой профиля покрышки.

PCD

Диаметр окружности, которая проходит через центр крепежного отверстия, сокращенно обозначается PCD (англ. Pitch Circle Diameter). Российские изготовители тоже используют этот термин. В его маркировке 2 цифры - число отверстий, их диаметр.  Размеры PCD «4х100» - означают: на окружности в 100 мм расположены 4 отверстия для крепежа. Это обозначение может наноситься и как «100/4».

Сегодня нет единого стандарта PCD, который бы облегчил жизнь автомобилистов при выборе колес. PCD можно рассчитать самостоятельно. Для примера сделаем расчет для колеса, которое фиксируется 4 болтами. Нужно измерить расстояние между внутренними краями крепежных отверстий, лежащих по одной прямой ( верхних или нижних), а затем прибавить к полученному результату диаметр 1-го отверстия.

Таким способом можно рассчитывать PCD, когда в колесе 6 отверстий для крепежа. Замеряют расстояние между соседними отверстиями от центра до центра и умножают полученный результат на 2. Таким же способом определяют значение считают PCD для 5 крепежных отверстий, в этом случае множитель равен не 2, а 1,7012. Когда крепежных отверстия 3 шт., умножают на 1,154.

С помощью штангенциркуля можно вычислить PCD по другому. Замеряется диаметр центрального отверстия, расстояние от него до ближней и расстояние до дальней точки крепежного отверстия, все 3 полученных показания замеров складываем. Полученный результат и будет PCD для колеса.

Измерения следует проводить максимально точно, даже с разницей в 2 мм от требуемых размеров могут возникнуть проблемы. Это может сказаться ходовых качествах авто. Рассмотрим пример: колесо от «Фиата» с PCD 4х98 визуально невозможно отличить от колеса на «Опель» колес с PCD 4х100. Если поставить опелевское вместо фиатовского или наоборот, то появится сильное биение, даже при условии, что колесо будет идеально отбалансировано. В худшем случае монтаж колеса на автомобиль с не подходящим по размеру PCD может привести к срыву резьбы на фланцах, болтах.

Вылет

Данный параметр обозначается ЕТ (нем. Einpress Tieffe - вдавленный в плоскость). На английском это обозначение выглядит как «offset».

Представим: середину обода колеса пересекает условная плоскость, расстояние от нее до плоскости крепления колеса и будет вылет («ЕТ»). Когда плоскости совпадают, вылет будет нулевым (значение «ЕТ» будет равно 0). Когда значение «ЕТ» больше нуля, плоскость симметрии обода выходит за плоскость крепления. Наоборот, если значение «ЕТ» отрицательное, то плоскость крепления колеса выступает за плоскость симметрии обода.

У большинства современных легковиков вылет положительный, у авто с полным приводом значение ЕТ нулевое или же отрицательное. При изменении этой величины меняется кинематика подвески, срок работы подшипников, управляемость.

Допускается отклонение «ЕТ» на 5 мм. Если показатель будет больше 5мм, изменится кинематика подвески, возрастет нагрузка на подшипники, а устойчивость и управляемость автомобиля резко ухудшится. При уменьшении значения «ЕТ», колесо будет сильнее выступать из проема арки. При сочетании малого вылета с увеличенной шириной обода колесо будет арки выпирать. По ряду технических норм это недопустимо в первую очередь из-за параметров безопасности.

Центральное отверстие

Колесные гайки лишь прижимают колесный диск к фланцу, хотя многие водители ошибочно считают, что колесные гайки фиксируют и центрируют колесо на ступице. Центральное колесное отверстие выполняет функцию центрирования диска на ступице. У машин разных марок разный размер центрального отверстия колеса. При установке колес этот момент следует учесть. В противном случае, возникнет необходимость в растачивании внутреннего диаметра центрального отверстия колеса, если окажется, что он меньше, чем соответствующий диаметр ступицы и/или диаметр кольцевого выступа полуоси. Эту работу должен выполнять только хороший специалист. Наоборот, когда диаметр центрального отверстия колеса больше, для монтажа колеса будут нужны адаптеры. Это специальные металлические кольца, у них наружный диаметр совпадает с внутренним диаметром центрального отверстия колеса, а внутренний диаметр соответствует диаметру ступицы. Сегодня большинство производителей авторезины стараются решить эту проблему, они изготовляют переходники-адаптеры.

Зазоры

При монтаже колеса на автомобиль могут возникнуть проблемы, даже если соответствуют такие показатели, как ширина обода, PCD, вылет, диаметру центрального отверстия. Частая причина – выступающий суппорт дискового тормоза. Иногда препятствием могут стать рычаги подвески,  наконечник рулевой тяги. Вот почему нужно сделать пробную «примерку» диска колеса, если производитель колеса не рекомендовал его для установки именно на Ваш автомобиль. Может понадобится и повторная «примерка» после монтажа на диск шины.

Закраины обода

Изготовители колес производят их с закраинами 2 типов: под бескамерные и камерные покрышки. Кажется, что все просто, однако нужно внимательно присмотреться к цифрам, буквам в маркировке диска. Эти обозначения в основном характерны для бескамерной авторезины, устанавливаемой на автомобильные прицепы. Как расшифровывается эта маркировка:

«Н» («хамп») - обозначение одной кольцевой отбортовки диска, она не дает борту шины смещаться внутрь обода. Маркировка «Н2» означает, что хампы располагаются с 2-х сторон.

«FH» (flat hump - «плоский») – обозначение, свидетельствующее о том, что хамп большей ширины. «СН» (combination hump) – маркировка, обозначающая комбинацию хампов кольцевой отбортовки. Самое распространенное сочетание: плоский хамп - снаружи, а внутри – обычный.

«SL» (special ledge) - маркировка плоской полки снаружи колеса шириной от 6 дюймов.

Вверх